"Призрак Оперы" ("The
Phantom of the Opera") — мюзикл, созданный по мотивам
одноименного романа французского писателя Гастона Леру (Gaston Lerou)
— по праву считается одним из выдающихся достижений
британского музыкального театра 80-х. Для Лондона и Нью-Йорка спектакль
"Призрак оперы" является одной из достопримечательностей, обязательным
местом паломничества тысяч туристов со всего света. Несмотря на то, что
мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе,
обитавшем в подземелье под Парижской Оперой, была неоднократно
экранизирована, для многих и многих название "Призрак Оперы"
ассоциируется именно с мюзиклом Эндрю Ллойд-Уэббера.
История рождения легенды началась в 1984 году, когда британский
композитор Эндрю Ллойд-Уэббер, автор мюзиклов "Иисус Христос
— Суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar"), "Эвита" ("Evita"),
"Кошки" ("Cats") и др., взял в жены молодую актрису и певицу Сару
Брайтман (Sarah Brightman). За плечами этой исполнительницы была работа
в танцевальной группе "Hot Gossip", главная роль в спектакле "Соловей"
("Nightingale") и участие в оригинальном составе мюзикла "Кошки"
("Сats"). В расчете на голос Сары — высокое, чистое сопрано
— Ллойд-Уэббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось
показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим
произведением и стал мюзикл "Призрак Оперы", где Сара Брайтман
исполнила одну из главных ролей — роль Кристины Дааэ.
Первоначально предполагалось, что Сара исполнит эту роль в мюзикле
"Призрак" ("The Phantom") Кена Хилла (Ken Hill), также по роману Леру.
Принять участие в этом спектакле она не смогла, однако идеей очень
заинтересовались Ллойд-Уэббер и продюсер Камерон Макинтош (Cameron
Mackintosh). Композитор даже планировал стать продюсером "Призрака", но
затем решил создать свой собственный мюзикл.
В том же году Эндрю и Камерон посетили японскую премьеру шоу "Кошки" и
там случайно встретили Джима Шермана (Jim Sharman) —
постановщика, заставившего Лондон сходить с ума по рок-опере "Иисус
Христос — Суперзвезда" и заработавшего титул "культовый
режиссер" благодаря другой своей работе — "Шоу Рокки Хоррор"
("The Rocky Horror Picture Show").
Шерман посоветовал Эндрю самому продумать сценарий будущего мюзикла и
порекомендовал человека, который мог бы написать либретто —
Джима Стейнмана (Jim Steinman) — известного композитора и
автора песенных текстов, сочинявшего для Мит Лоуфа (Meat Loaf) и Бонни
Тайлер (Bonnie Tyler). Однако сотрудничество со Стейманом не сложилось,
и место либреттиста оказалось вакантным. Ллойд-Уэббер предложил было
это ответственную роль Тиму Райсу, но в то время Райс вынашивал замысел
мюзикла о холодной войне ("Chess"), а поступиться своими планами ради
другого ни один из них не захотел. Тогда композитор написал письмо
Алану Джей Лернеру (Alan J. Lerner) — живому бродвейскому
классику, перу которого принадлежали тексты к мюзиклам "Моя прекрасная
леди" ("My Fair Lady") и "Жижи" ("Gigi"), с вопросом, не заинтересует
ли его подобный проект. Лернер, к огромной радости Ллойд-Уэббера,
согласился, однако скоро выяснилось, что либреттист тяжело болен: рак.
В результате первые тексты к "Призраку Оперы" были созданы Ричардом
Стилгоу (Richard Stilgoe), соавтором Ллойд-Уэббера по мюзиклу "Звездный
экспресс" ("Starlight Express"). Композитор остался недоволен
результатом — поэтического дарования Стилгоу оказалось
недостаточно для такой романтической истории. На помощь пришел Камерон
Макинтош. За год до описанных событий он входил в состав жюри конкурса
молодых композиторов и либреттистов им. Вивиан Элис, одним из
участников которого был Чарльз Харт (Charles Hart). Этот
двадцатичетырехлетний начинающий автор не стал лауреатом конкурса, но
привлек внимание продюсера и оправдал его ожидания в качестве создателя
песенных текстов к мюзиклу "Призрак Оперы".
Кроме Чарльза Харта, в творческой группе была еще одна дебютантка
— театральный художник Мария Бьорнсон (Maria Bjornson). Она
занималась оформлением оперных и драматических спектаклей с 1971 года,
и "Призрак Оперы" стал ее первым мюзиклом. Именно Мария Бьорнсон
придумала знаменитую маску, растиражированную по всему миру на кружках,
часах, плакатах и другой сувенирной продукции. Кроме того, Бьорсон
настояла на том, чтобы пресловутую падающую люстру опускали на
зрителей, а не на сцену.
Ставить новый мюзикл Ллойд-Уэббера сначала пригласили Гарольда (Хэла)
Принса (Harold Prince), однако из-за разногласий, возникших между
Принсом и Макинтошем, его сменил Николас Хитнер (Nicholas Hytner), а
затем Тревор Нанн. В результате режиссером все-таки стал Хэл Принс
— о чем и мечтал Ллойд-Уэббер, который не сомневался, что
именно Принс с присущим ему размахом сможет сделать этот спектакль тем,
чем он должен был быть. И здесь чутье не подвело композитора.
Если кандидатуры на роль Кристины даже не обсуждались, то найти
исполнителя главной мужской партии — Призрака —
оказалось непросто. Сначала эту роль собирались отдать поп-певецу Стиву
Хaрли, который снялся вместе с Брайтман в видеоклипе на дуэт "The
Phantom Of The Opera", выпущенном для рекламы будущего мюзикла в начале
1986 года. Другим кандидатом был Колм Уилкинсон (Colm Wilkinson)
(исполнивший роль Че на концепт-альбоме "Эвиты"), и вполне возможно,
что эта роль досталась бы именно ему, но актер получил не менее
заманчивое предложение — сыграть Жана Вальжана в мюзикле
Шонберга и Бублиля "Отверженные" — и предпочел эту работу.
Тем не менее, позднее, на протяжении нескольких лет Уилкинсон успешно
исполнял роль Призрака в Торонто.
Однажды Ллойд-Уэббер, забирая супругу от преподавателя по вокалу,
услышал пение другого его ученика — Майкла Кроуфорда. Это был
именно тот голос, который так долго искал композитор —
страстный и в то же время потусторонний. Кроуфорд был известен широкой
публике в основном как комедийный актер. Его самой заметной работой
60-х стала роль симпатичного дуралея в киномюзикле "Хелло, Долли!"
("Hello, Dolly!"). В 70-е годы Майкл Кроуфорд работал на телевидении
— играл главного героя в популярном телесериале "У некоторых
матерей это действительно есть" ("Some Mothers Do 'Ave 'Em") и в театре
— в мюзиклах "Билли" ("Billy"), "Барнум" ("Barnum") и др.
Решение отдать роль Призрака Кроуфорду было довольно рискованным, но
Ллойд-Уэббер не ошибся в выборе — Майкл Кроуфорд прославил
эту партию, так же, как и она его. Роль возлюбленного Кристины, Рауля,
в премьерном составе исполнил Стив Бартон (Steve Barton).
Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в театре Ее Величества,
в присутствии членов королевской семьи.
Романтическая история с печальным финалом мгновенно завоевала весь мир.
Разумеется, не обошлось без критики, особенно в адрес Сары Брайтман, но
это мало повлияло на сборы. В 1988 году спектакль прибыл на Бродвей. В
связи с постановкой мюзикла в Америке разразился скандал: профсоюз
американских актеров "Эквити" был против участия в ней Сары Брайтман,
утверждая, что за пределами Великобритании ее никто не знает и что по
правилам профсоюза Кристину должна играть американская актриса. На это
Ллойд-Уэббер заявил, что в таком случае Бродвей "Призрака" не увидит.
"Эквити", представив упущенные прибыли, сдался. Относительно
кандидатуры Майкла Кроуфорда разногласий не было, так как он уже был
известен в Соединенных Штата по фильму "Хэлло, Долли!". И хотя
спектакль осыпали Тони, критики не были единодушны в оценке работы
британского композитора. Один из них, Джон Саймон (John Simon), писал,
что в "Призраке Оперы" только три слабых места — сценарий,
музыка и песенные тексты.
И все же враждебное отношение критики не помешало этому мюзиклу с
оглушительным успехом идти в восемнадцати странах мира, в том числе в
Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии, Австралии (эта постановка,
осуществленная в Мельбурне, благодаря блестящей игре исполнителей
главных ролей Марины Прайор (Marina Prior) и Энтони Уорлоу (Anthony
Warlow), получила много престижных местных наград) и других странах.
На сегодняшний день "Призрак оперы" — один из самых любимых
мюзиклов на всем земном шаре (в 2002 году ему общественным голосованием
было присвоена награда Лоуренса Оливье в номинации "самый популярный
мюзикл") и один из самых долгоиграющих спектаклей за всю историю
музыкального театра — и в Уэст-Энде, и на Бродвее "Призрак
Оперы" был сыгран более шести тысяч раз и все еще продолжает собирать
полные залы в театрах Ее Величества (Лондон) и Маджестик (Нью-Йорк).
Информация с musicals.ru