Французский писатель.
Подобно многим другим авторам детективов, Гастон Леру пришел в
литературу, испробовав профессии юриста и репортера. Получив
юридическое образование, он три года работал адвокатом, пока в 1893-м
не начал вести судебную хронику в "Эко де Пари". Через год он перешел в
газету "Матен" и вскоре стал известным журналистом (правда, ему ставили
в вину склонность к мистификациям). В газете он опубликовал с
продолжением свой первый роман "Искатель сокровищ из "Матена" (1903,
напечатан отдельной книгой под названием "Двойная жизнь Теофраста
Лонге"). Неутомимый путешественник, Леру много раз бывал в России,
писал о русско-японской войне, о революции 1905 года.
В 1907 году удачливый репортер был вынужден расстаться с газетой. Через
несколько месяцев он напечатал в "Иллюстрасъон" роман "Тайна Желтой
комнаты", утвердившись в качестве автора детективов - и как вскоре
выяснилось, весьма плодовитого.
Как и Морис Леблан, Леру пытался, соперничать с А. Конан Дойлом, хотел
создать чисто французского героя - антипода Шерлока Холмса. За образец
он выбрал самого себя. Так появился юный журналист Жозеф Жозефен, по
прозвищу Рультабий, новоявленный Эдип, побеждающий своего
отца-преступника ("Тайна Желтой комнаты", 1907; "Духи дамы в черном",
1908). Он борется с русскими революционерами ("Рультабий у царя",
1913), его приглашают распутывать самые страшные тайны во многие
европейские страны ("Черный замок", 1916; "Необычайная судьба
Рультабия", 1916; "Рультабий у Крупна", 1920).
Писатель последовательно разрабатывал в романах центральную ситуацию
детективной литературы - "убийство в запертой комнате". Но он работал и
в ином ключе, соединяя полицейский и "черный" готический роман
("Призрак Оперы", 1910; "Кровавая кукла", 1924; "Машина убийств",
1924), создавая пародию на него ("Заколдованное кресло", 1911, сатира
на французскую академию). Впрочем, оттенок самоиронии чувствуется во
многих книгах Леру, в том числе в приключенческих романах:
"Таинственный король" (1910), "Солнечная супруга" (1914), "Капитан
Хакс" (1920), "Убей - смерть" (1923), "Мрачные" (1925).
Другой популярный цикл, начатый писателем в 1914 году, - романы о
беглом каторжнике Шери-Биби, волею жестокой судьбы осужденном за чужие
преступления, ставшем затем главарем банды, знаменем анархистов,
защитником обездоленных и в итоге, как водится, полицейским ("Плавучие
клетки", "Шери-Биби и Сесили", "Фаталитас", "Палас и Шери-Биби",
"Государственный переворот Шери-Биби").
Книги Леру вызвали к жизни многочисленные спектакли (восемь пьес
написал сам автор, в том числе инсценировку "Желтой комнаты") и фильмы
("Тайна Желтой комнаты" экранизировалась дважды), некоторые романы
превратились в комиксы.